Одной из государственных функций, осуществляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление), является государственный земельный надзор.
В рамках государственного земельного надзора осуществляются:
— организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность;
– систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства РФ при осуществлении органами власти, местного самоуправления и другими лицами своей деятельности;
– принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В течение 2018 года Омским отделом Управления на территории Омского района проведено 57 плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных земельным законодательством, а также 50 административных обследований объектов земельных отношений. По результатам проведенных проверок и обследований выявлено 36 нарушений земельного законодательства. Виновным лицам назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 525000 рублей – по решениям, вступившим в законную силу.
Основными нарушениями земельного законодательства, выявляемыми в ходе осуществления государственного земельного надзора специалистами Управления, являются:
– самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок;
– использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
– невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства;
– нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов;
– отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям;
– удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено.
Следует сказать, что в соответствии со статьей 72 Земельного Кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, сведения о нарушениях требований, установленных земельным законодательством, следует направлять в администрацию Омского муниципального района, в соответствующие администрации сельских поселений Омского района в целях осуществления органами самоуправления муниципального земельного контроля, а также в Омский отдел Управления (644021, г. Омск, ул. 5-я Линия, д. 248) – для осуществления мероприятий по государственному земельному надзору.