История

Возникновение села Красноярка Омского района, как и многих других сѐл Прииртышья, было обусловлено необходимостью снабжать продовольствием Омскую крепость. В декабре 1717 г. сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин издал указ о переводе на поселение близ Омской крепости пашенных крестьян из наиболее заселѐнных уездов Сибирской губернии.

Крестьян первых поселений принудительно переселяли из Тюменского и Тобольского уездов на вольные плодо-родные земли. На месте старого перевалочного пункта русских на Иртыше был основан форпост Чернолуцкий, а ниже по течению, на крутом берегу, среди вековых сосен, в 1718 г. возникла деревня Красноярская.

 

Визитной карточкой села считаем арку при въезде. Построена она в 60-х годах ХХ века и до сих пор сохраняет первозданный вид. Про нее поется в Гимне села Красноярка:

«Красноярка моя, Красноярка,

Бор сосновый, да гладь Иртыша.

Как проедешь под старою аркой –

Всколыхнется душа!»

novyj-risunok

В давние времена по ту сторону арки находилась полуземлянка воротника, который открывал ворота проезжающим и прогонявшим скот. Второй воротник стоял у спуска (в районе сан.«Коммунальник»), где был выезд к полям общины.Всѐ село было окопано глубоким рвом. Жители деревни, исходя из состава душ на дворе, принимали совместное участие в его сооружении. Оборона Красноярки была возложена на казаков омского гарнизона.

 

Само местоположение Красноярки является своего рода памятником. В этом месте, кото­рое сегодня именуется Красноярско — Чернолученской зоной отдыха,  с древних времён жили люди.

novyj-risunok-1

Около семидесяти курганов-захоронений об­наружили археологи на  территории от деревень Лугово, Чернолучья, Красноярки до Нижней Ильинки.

novyj-risunok-2

D:\Настя\Красноярка отчет 2009\нужно\летопись села\раскопки\раскопки русской землянки 18 века.jpgD:\Настя\Красноярка отчет 2009\нужно\летопись села\раскопки\раскопки русской землянки 18 века.jpg Одна из стоянок древнего человека находилась в устье оврага на  территории санаторно-лесной школы. В 1999 — 2000 г.г.  на   территории Красноярки найдены клады из погребальных курганов (Бадьяловых-Мартыновых), а  также целый комплекс археологических памятников на территории санатория «Колос»: поселение; городище, курганный могильник.Памятники эти отно­сятся к раннему железному веку, их возраст около  двух тысяч лет.

novyj-risunok-3

С середины ХIX века в клировых ведомостях упоминается часовня в деревне Красноярка, освящѐнная в честь пророка Илии.

novyj-risunok-4

Находилась она на ул. Кочковатой и построена была, по преданиям, по обету. Вокруг ограды были кресты – вероятно, это было первое сельское кладбище. Когда построили церковь и освятили еѐ в честь пророка Илии, часовню переименовали в Флоро-Лаврскую, а закрыли еѐ в 20-х годах ХХ в. Стараниями Якова Павловича Проскурякова она сохранялась от разрушения. После его ареста в 1937 г. в часовне поставили сепараторы и открыли молокозавод, который вскоре стали расширять. Часовню разобрали и построили новые помещения. В 1939 г. во время земляных работ в районе молокозавода были найдены захоронения, вероятно, первых жителей деревни: хорошо сохранившиеся гробы, выдолбленные из дерева в виде корыта. Умерший закрывался широким куском бересты, на скелетах – деревянные и металлические крестики, у правой руки – металлический нож, у левой – монеты чеканки второй половины ХVIII века.

А церковь в Красноярке задумали строить в 1885 г. Нашлись среди купцов и зажиточных крестьян люди, которые не пожалели на благое дело ни сил, ни денег. Память сохранила имена главных благотворителей, строителей церкви, как их называли в народе. Это Василий Платонович Чернаков и Симеон Егорович Нагибин (после смерти они были похоронены во дворе храма). В 1886 г. привезли колокола, и 30 октября храм был освящѐн в честь святого пророка Илии.

novyj-risunok-5

Здание деревянное, построено из соснового леса, на каменном фундаменте, в одной связи с колокольней. Трѐхкупольная церковь была крыта железом, обшита тѐсом, окрашена снаружи голубой краской, внутри красиво расписана. На колокольне 5 колоколов. Обнесѐн храм был красивой оградой из камня и дерева, с северной стороны был разбит сад. Постоянный священник появился в Красноярке только в 1893 г. Для священника и псаломщика обществом были построены деревянные дома, выделено 90 десятин пахотной, 9 десятин сенокосной и 1 десятина усадебной земли

 

После революции 1917 г. для церкви и еѐ прихожан наступили трудные времена. Согласно архивным данным, в декабре 1933 г. церковь была занята под клуб, хотя старожилы села утверждали, что церковь под клуб стали перестраивать только в 1937 г., предварительно сбросив колокола. Официальное постановление о закрытии церкви вс. Красноярка пришло из Новосибирска в марте 1934 г. Сейчас на месте бывшей церкви стоит частный дом.

 

В 1896 г. в Красноярке открылась церковно-приходская второклассная школа. Это было важным событием, ибо в Омской епархии существовала, кроме Красноярской, только одна подобная школа. Школа в Красноярке была мужской, обучение в ней длилось три года. Первое здание школы было тесным и неудобным. В 1903 г. синодальный училищный совет выделил на строительство нового здания 17000 рублей и прислал план будущей постройки.

novyj-risunok-6

Возведением школьного здания в Красноярке руководил известный омский архитектор Илиодор Геннадьевич Хворинов, являвшийся одновременно чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Степного края. По его проектам в Омске были построены драматический театр, пожарная каланча, гостиница «Россия» и ряд других зданий.

novyj-risunok-7

В ноябре 1906 г. строительные работы на ул. Казачьей завершились, а после освящения нового школьного здания в нѐм начались занятия. Позднее в нѐм размещались средняя школа, детский сад, мастерские школы-интерната. В настоящее время здание вернули Омской епархии и в нѐм находится Свято-Ильинская церковь

novyj-risunok-8

 

Слева от церкви стоит высокий белый дом, построенный в 1892 году торговцами Антуфьевыми. Позднее в нѐм размещались классы опытной школы, Кагановический райком ВКП (б), затем общежитие работников школы-интерната. Сейчас это здание – жилой дом.

 

Через дорогу от церкви находится ещѐ одна красноярская достопримечательность – дом Павла Александровича Щуркина. С этим именем связано предание, бережно хранимое старожилами села.

Купец Щуркин был в Красноярке фигурой значительной и уважаемой. Построил двухэтажный кирпичный и два деревянных особняка, открыл торговую контору и магазин, приобрѐл мельницу. Помимо торговли, он владел ещѐ и кирпичным заводом. Из кирпича с клеймом ПЩ была построена школа. Судьба скрестила Щуркина с вдовой Авдотьей ФѐдоровнойСандалкиной и еѐ юной дочерью Лизой. Девушка была удочерена новоявленным отчимом. Взрослевшая Лиза была очень начитанной девушкой. Односельчане видели еѐ часто с книгами, полную желания поделиться с людьми новыми знаниями, называли народной учительницей. После революции 1905-1907 гг. в Красноярке появился ссыльный Василий Рыбалов. Молодые люди познакомились и полюбили друг друга. Между тем Павел Щуркин решил отдать приѐмную дочь замуж за богатого приказчика Аркадия Колесникова, служившего у омских купцов Волковых

Девушка тяжело переживала уготованную ей отчимом участь. Но Щуркин был неумолим. 15 февраля 1910 г. состоялось венчание в местной церкви. Во время застолья Лиза, сославшись на недомогание, вышла в комнату, где застрелилась из нагана. На столе нашли записку: «Была я честной и ухожу из жизни честно».

novyj-risunok-9

На Руси к самоубийцам отношение было крайне отрицательное. Их не отпевали в церкви, и молитвы об упокоении души родственники могли возносить только дома, келейно. Запрещалось хоронить их на общем кладбище. Лиза была похоронена она вне кладбищенской ограды, лишь со временем разросшееся кладбище дошло и до еѐ могилы.

novyj-risunok-11

Среди многолетних сосен покоится прах участников Отечественной войны 1812 года, русско-японской, русско-германской, финской и Великой Отечественной войн. Здесь же под тополем находится и могила Лизы Щуркиной.

novyj-risunok-12

В канун революции 1917 г. умерла жена Щуркина — Авдотья Фѐдоровна, а вскоре неизвестно почему умер сам Щуркин. В его доме поселился шурин Николай Сандалкин.

После революции 1917 г. в доме купца Щуркина побывало множество различных организаций, в т. ч. районная, а затем сельская библиотека. В годы перестройки здесь размещался частный магазин. В 1999 г. в здании случился пожар, после которого остались только стены…

novyj-risunok-13

На ул. Кирова (бывшая Зелѐнка)жил наш знаменитый земляк Черноков Николай Фѐдорович – краевед, фольклорист, библиофил и коллекционер. Родился он в декабре 1891 г. в не существующей ныне д. Замиралово Тюкалинского уезда Тобольской губернии.

novyj-risunok-14

В младенческом возрасте родители привезли мальчика в Красноярку, где имели большое родовое подворье. С тех пор и до последних дней жизни судьба Николая Фѐдоровича была всегда тесно переплетена с Краснояркой. С раннего детства полюбил он своѐ родное село, и не удивительно, что уже взрослым Черноков собирал сведения о сѐлах Омской области, особое внимание уделял Красноярке. С 1914 г. он начал создавать личную библиотеку, ставшую затем внушительным и уникальным собранием книг. Библиотекой Чернокова пользовались омские писатели П. Драверт, Е. Минин, А. Сорокин. Библиофил из Красноярки собрал более 6000 ценных книг. Выкраивая свободное время, Николай Фѐдорович ходил по деревням, сѐлам Омского Прииртышья и записывал местный фольклор. За полвека такой деятельности он собрал свыше 40 сказок, сотни песен и частушек, составил обрядовый и сельско-хозяйственный календари, а также стал обладателем обширных знаний по истории родного края. Благодаря ему, сохранились в записях рассказы крестьян-землепашцев, ссыльных, бродяг, причитания нищих, биографии старожилов.

novyj-risunok-15

С 1954 года, будучи пенсионером, работал в Омском русском народном хоре консультантом по фольклору. Много сделал для сценического успеха этого прославленного коллектива. По напетым им песням и подсказанных сюжетов для танцев родились настоящие жемчужины, вошедшие на многие годы в программу хора золотым фондом. Черноков был дружен с первым художественным руководителем Омского народного хора Е. В. Калугиной, знаменитой песенницей А. М. Оленичевой, известным солистом Л. И. Шарохой. Умер Николай Фѐдорович 27.09.1968 г. Похоронили его в родной Красноярке

novyj-risunok-16

Красноярская сельская библиотека, которая располагается на втором этаже Красноярского дома культуры, носит имя Н.Ф. Чернокова. В библиотеке работает «Музей в объятиях читальни», где хранятся архивные и любительские фотографии из личного фонда Николая Федоровича. Часть коллекции Н.Ф. Чернокова хранится в Омском государственном историко-краеведческом музее в фонде редкой книги.

 

Школьный музей имени Н.С. Курчугина

Музей создавался в 1996 году в дни празднования 280-летия с. Красноярка и 100-летия школы. Первоначально действовал лишь Зал боевой и трудовой славы красноярцев. В 2005 году был открыт второй, краеведческий зал музея. В этом же году музею было       присвоено имя известного в районе краеведа Н.С. Курчугина.

novyj-risunok-17

В краеведческом зале представлены экспозиции:«История села Красноярка», «Природа родного края», «Литературное краеведение», «Спортивная жизнь села», «История совхоза «Красный Маяк», «Крестьянская изба».

novyj-risunok-18

Главной достопримечательностью и гордостью Красноярки является реликтовый ленточный сосновый бор. Происхождение бора связано с отложениями речных потоков, спустившихся с гор Алтая во времена второй эпохи оледенения, 15-20 млн. лет назад. При палеоисследованиях неогена в осадочных горных породах отмечено огромное количество разнообразных семян. Это говорит о том, что флора в то время была очень богата. Существующий ныне лес является потомком тех древних лесов, сохранился он небольшими островками благодаря высокому рельефу и особенностям почвенного покрова. Сосновый бор до революции охранялся церковной общиной («церковный бор»). Охрану его и содержание его в надлежащем санитарном состоянии осуществляла церковь. Ходить по бору разрешалось только по отведённым для этого дорожкам, не оставляя мусора.

 

Про бор в Красноярке ходит немало легенд. По одной из них, своим возникновением он обязан завоевавшим Сибирь казакам. Дескать, походные самовары они топили шишками, которые везли в седельных мешках из северной тайги. При конных переходах семена сосны, вытрясенные из мешков, образовали этот удивительный лесной массив.

Другая легенда гласит, что бор образовался вследствие передвижения кочевых народов, любивших устраивать копчение тушек животных и птиц сосновыми шишками, которые легко перевозились в мешках. Ветром и птицами семена переносились вдоль берега реки с мест отдыха кочевников.

 

Есть в нашей области места, быть может, и более живописные, нежели Красноярский бор. Но ехать горожанам за такой красотой приходится за тридевять земель, и порой на дорогу времени уходит больше, чем на сам отдых. Здесь же, в часе езды от города – райский уголок! Удивительно ли, что судьба у этого уголка именно такая – быть местом успокоения и расслабления, отдыха — пусть даже на один денѐк – от городского шума и суеты!

 

 

                                        Персоналии.

 

Николай Федорович Черноков (1915-1968 гг.) – библиофил, краевед, собиратель народного фольклора, консультант Омского народного хора.

novyj-risunok-19

Анастасия Степановна Кожемякина (1888-1963 гг.) – сказочница, известная далеко за пределами Омской области, была издана книга ее сказок.

novyj-risunok-20

Арнольд ОскаровичПапель (1921-1984 гг.) – Герой Советского Союза, гвардии сержант Гвардейского артиллерийского полка, учился в Красноярской школе.

novyj-risunok-21

Алексей Николаевич Железный (1968 1987 гг.) – погиб в Демократической республике Афганистан, его именем названа улица села. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.

novyj-risunok-22

 

Добавить комментарий