Ни для кого не секрет, что земля и ее ресурсы являются главным богатством природы, основой жизнедеятельности и условием существования каждого из нас. История развития человечества неразрывно связана с борьбой за обладание землей. Земля имеет особую социальную ценность и значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.
Рациональное использование земельных участков, охрана земельных ресурсов, соблюдение установленных законом требований являются насущной проблемой нашей страны, подход к решению которой должен носить комплексный характер.
В настоящее время большое внимание уделяется государственному земельному надзору, что свидетельствует об актуальности земельного надзора и его эффективности.
Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В современных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.
Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного контроля возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (Росреестр). Должностные лица и специалисты Росреестра и его территориальных органов осуществляют государственный земельный надзор в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 г. №1 «О государственном земельном надзоре».
При проведении мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора государственные земельные инспекторы Управления Росреестра по Омской области (далее – Управление) не редко сталкиваются с рядом проблем и вопросов.
Наиболее важным является вопрос: «Почему количество выявленных правонарушений с каждым годом увеличивается»? Одна из причин такого обстоятельства – в незнании законов гражданами, в их плохой осведомленности о том, как необходимо оформить земельный участок. Несовершенно и земельное законодательство, нормы которого в схожих ситуациях трактуются неоднозначно (по-разному) как субъектами правонарушения, так и должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок по контролю за его соблюдением.
Другая проблема возникает из взаимоотношения, которое складывается между проверяющим и проверяемым. При осуществлении выездной проверки инспекторами многие граждане проявляют к ним излишнее недоверие, даже когда убеждаются в подлинности предъявляемых для обозрения документов. Нередко при проверке проверяемые не дают проверяющему провести замер их земельного участка или отказываются предъявить документы на землю и так далее. Такие действия граждан и представителей организаций уже незаконны и могут квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Часто проверяемые после выявления правонарушения не согласны с вменяемым им нарушением, так как они утверждают, что данный земельный участок уже был приобретен с нарушением, за которое они отвечать не должны. Нежелание лиц, привлекаемых к административной ответственности, оплачивать налагаемый на них штраф зачастую ведет к обжалованию действий Управления в суде.
Самое распространенное объяснение проверяемого, самовольно захватившего земельный участок, заключается в том, что он считал его ничейным и не предполагал, что нарушает чьи-то права. В этих ситуациях очень трудно донести до граждан то, что незнание закона не освобождает их от ответственности.
Важной задачей, стоящей перед органами государственной власти, является, на мой взгляд, повышение эффективности мер государственного регулирования. Для её решения необходимы новые формы и методы работы, а также модернизация уже имеющихся.
Для анализа и оценки эффективности государственного земельного надзора используется ряд показателей, в том числе в динамике (по полугодиям): выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок). Анализ статических показателей государственного земельного надзора указывает на ежегодное увеличение выявленных нарушений земельного законодательства при снижении количества проверок. Для примера представим показатели осуществления государственного земельного надзора по г. Омску за минувшие два года и 1 полугодие текущего года.
Отчетный период |
Проведенопроверок(количество) |
Выявлено нарушений земельного законодательства (количество) |
Привлечено к административной ответственности (количество) |
2016 |
3329 |
1028 |
508 |
2017 |
2823 |
1088 |
614 |
2018(I полугодие) |
1176 |
769 |
253 |