Юридическая ответственность – это система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.
Под земельным правонарушением понимают виновное противоправное деяние, направленное против установленного земельного законодательства, препятствующее осуществлению земельных прав и интересов юридических лиц и граждан, причиняющее вред земле как природному ресурсу, здоровью и имуществу людей, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству – Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.
В качестве субъекта правонарушения может выступить как физическое лицо, так и организация. При этом незаконное деяние может быть признано таковым лишь в том случае, если имеют место доказательства, подтверждающие этот факт. Также следует учитывать и психологическую составляющую, а именно – отношение виновного лица к собственному проступку, например, нарушение по неосторожности или умыслу. Данный фактор во многом влияет на выявление характера противозаконных действий, определение вида ответственности и дальнейшее наказание.
При принятии решения относительно меры наказания учитывается множество факторов. Основным является вид ответственности, определяемый на основании состава и характеристик совершенных деяний. При этом каждая форма имеет свои нюансы и относится к той отрасли законодательства, которая содержит соответствующие правовые нормы, регулирующие конкретное правонарушение.
Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения (обозначены в главе XIII Земельного Кодекса РФ):
-
дисциплинарная;
-
уголовная;
-
гражданско-правовая и земельно-правовая;
-
административная.
Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения.
Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Дисциплинарная ответственность в настоящее время используется недостаточно. Это связано с тем, что в обществе существует стереотип о ее неэффективности.
Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.
Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы – граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенный судом обвинительный приговор служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.
Уголовная ответственность применяется за преступления и включает в себя самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован законодательством наиболее детально.
Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей.
Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и др. Убытки, причиненные в результате нарушения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Ущерб возмещается добровольно либо в исковом порядке по решению судов (по спорам между гражданами и по решению арбитражных судов – по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица).
При осуществлении функций государственного земельного надзора специалисты Управления Росреестра по Омской области выявляют нарушения земельного законодательства. Правонарушители, совершившие данные нарушения, привлекаются к административной ответственности.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Существенной особенностью административной ответственности является то, что она выражается, как правило, в виде административного штрафа или предупреждения.
Административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях.
Предупреждение выносится в письменной форме, устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части размера штрафов в 2015 году повлекло за собой значительное уменьшение нарушений требования земельного законодательства и как следствие – уменьшение количества привлеченных к административной ответственности.
Так, специалистами Управления в 2017 году к административной ответственности было привлечено 299 нарушителей земельного законодательства. Данный показатель значительно ниже по сравнению с 2016 и 2015 годами (2016 г. – 508 нарушителей, 2015 г. – 897 нарушителей).
Анастасия Исланова,
специалист-эксперт
отдела государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области.